Альманах «День поэзии» появился в Москве в далеком 1956 году, теперь его возрождают

Поэзия в России возрождается. Ярким примером этого процесса должен стать обновленный альманах «День поэзии — XXI век» за 2007 год, подготовка которого близка к завершению. Инициатором возрождения некогда популярного издания стал известный московский поэт Андрей Шацков, которому 1 декабря исполняется 55 лет.

Страницы альманаха украшают фамилии москвичей Б. Ахмадулиной, К. Ваншенкина, Л. Васильевой, А. Вознесенского, А. Дементьева, Е. Евтушенко, Р. Казаковой, В. Кострова, С. Куняева, Ю. Ряшенцева, В. Сорокина, В. Фирсова, И. Шкляревского, а также поэтов более молодого поколения. Мероприятия по презентации альманаха пройдут в Президентской Российской государственной библиотеке, Московском гуманитарном университете и в Литературном институте. Предлагаем читателям «Вечерней Москвы» интервью с главным редактором нового «Дня поэзии. 2007».

— Андрей Владиславович, «День поэзии» переживает второе рождение. Не могли бы вы напомнить нашим читателям о славных вехах в истории этого уникального издания?

— Альманах «День поэзии» появился в Москве в далеком 1956 году. Его выход стал особым, знаковым событием, и с тех пор ведущие в то время счет на миллионы любители поэтического слова по всей стране ждали этот удивительный сборник, вмещающий в себя практически всех звезд отечественной поэзии. Тираж его в отдельные годы достигал 100 тысяч экз., а главными редакторами альманаха становились в разные годы Сергей Наровчатов, Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Юрий Кузнецов, Лариса Васильева, Николай Старшинов и другие прекрасные поэты, которых всегда хватало в стране, живущей поэзией. Последний регулярный «День поэзии» вышел в 1991 году, после чего было несколько попыток его возрождения, но делать его выпуски постоянными не получалось. В 2006 году на мартовском «круглом столе» служителей муз, традиционно проводящемся в рамках «Всемирного дня поэзии» ЮНЕСКО в стенах Минкультуры России, единодушно прозвучало настояние поэтов о возрождении своего «Дня». В кратчайший срок оно было реализовано. При содействии «Литературной газеты» и ассоциации «Лермонтовское наследие», возглавляемой правнучатым племянником и полным тезкой великого поэта М. Ю. Лермонтовым, на свет появился ежегодный альманах «День поэзии — XXI век. 2006 год», выход которого в год юбилея издания стал воистину триумфальным. Мне довелось много поездить с прошлогодним юбилейным номером издания. Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Воронеж, Нижний Новгород, Тарханы, Нальчик… Сколько пожатых рук! Сколько встреч со старыми и новыми поклонниками поэзии!

Конечно, в стране, живущей по другим законам и другими проблемами, глобальный интерес к поэзии возродиться сразу не мог, но его всплеск был очевиден. Главным редактором «юбилейного» альманаха стал известный поэт Сергей Мнацаканян, а мне довелось руководить работой редколлегии издания. В этом году, соблюдая «поэтическую» традицию, главный редактор в альманахе сменился. И так уж вышло, что в год моего 55-летнего полуюбилея возглавить альманах довелось мне. Его выпуск осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Культура России» за 2007 год.

— В оглавлении много известных имен. По какому принципу формировался состав участников альманаха?

— «У поэтов есть такой обычай…» написал Дмитрий Кедрин, чей портрет по праву бы мог украсить обложку этого альманаха, ибо в текущем году автору «Кофейни» исполнилось бы 100 лет. Продолжение этого стихотворения известно каждому рифмующему. Однако ведь есть еще и пушкинское: «Друзья мои, прекрасен наш союз…» Вторая строка, по-моему, в гораздо большей степени относится к альманаху «День поэзии». Слава богу, что страна вновь стала чтить своих литературных героев, отмечая их поэтический труд и значимые юбилеи на высоком правительственном уровне. А в этом году действительно «знаковыми» по своему звучанию получились «круглые даты» Б. Ахмадулиной, Р. Казаковой, В. Фирсова, С. Куняева. Таким же высоким, пускай не официозным, но интеллектуальным уровнем должны отличаться, по моему глубокому убеждению, и выпуски возрожденных «Дней поэзии». Альманах — это не полигон для поэтических экспериментов и не заповедник для резвящихся графоманов. Хотя несмотря на огромную работу, проведенную редколлегией в составе Л. Аннинского, А. Дементьева, В. Дударева, Е. Исаевой, С. Мнацаканяна и других литераторов, опытный взгляд критика всегда сможет найти несколько отдельных авторов, не «дотягивающих» до общего высокого уровня издания.

По сравнению с прошлым годом число авторов возросло до 145 человек. Основу составили поэты Москвы и московской области (около 100 человек). Кстати, в городе на Неве в этом году возобновлен выпуск альманаха «День поэзии. «Санкт-Петербург — Россия. 2007» (гл. редактор А. Романов), в состав попечительского совета которого вхожу и я. В «питерском» альманахе 36 москвичей, а в составе «московского» — 13 санкт-петербургских поэтов. Широкий обмен лучшими полпредами поэзии из двух столиц, предоставление «поэтической трибуны» молодым авторам, полное неприятие групповщины и разделения на писательские союзы, возвращение социальной значимости отечественной поэзии — вот главный итог готового к выпуску альманаха.

— Как вам кажется, почему в эпоху радикальных перемен новых имен в поэзии почти не прибавилось?

— А почему они должны прибавиться? В девяностые годы в стране было сделано все, чтобы романтики не стало. Это сейчас она понемногу возрождается вместе с хорошим «консервативным» патриотизмом. Теперь любить Родину в стихах не стыдно. Правда, многие пользуются этим и вместо «любви» появляются «барабанные» декларации о ней, хотя настоящая любовь, как известно, шума не переносит.

А еще за это время из жизни ушел огромный культурный пласт народа из наших бабушек и мам, которые как истинные хранительницы очага всегда были «носительницами» культуры, способствовали ее передаче следующим поколениям. Теперь же в основном передают капиталы, а не культуру. Тем более что поэзия — самая малодоходная «культурная подотрасль». Вот и остаются «в ходу» поэтические имена, сделанные до 90-х годов, а новые мало кого интересуют. Ведь читают сейчас гораздо меньше, чем раньше.

— Расскажите, с чего началось ваше увлечение поэзией? Помните ли вы свое первое стихотворение?

— Поэзию впитал в себя вместе с тихим голосом бабушки, урожденной Рудневой, между прочим, родственницей командира «Варяга»: «Бабушка, дождиком с горних высот, Белой метелью с хвостом горностая Выпади, пусть как упрямый осот. Правнуки в небо твое прорастают…» Когда ровесники зачитывались «Капитаном Сорви-голова», я уже успел проштудировать все тома истории Карамзина. Поэтому нет ничего удивительного, что в 13 лет появилась моя первая поэма(!) «Северная быль» про Александра Невского: «Под сенью елей сумрак и прохлада, Тропу, как снег, иголки замели, Запели бы, да нету что-то складу У ратников из северной земли…»

Ей-богу, за эти строчки не стыдно до сих пор. А в 18 лет меня заметил мой добрый учитель Валентин Дмитриевич Берестов, которому я до сих пор благодарен за наставничество.

— Кто ваш любимый поэт? Чье поэтическое влияние вы на себе испытывали?

— Не дай бог оказаться под чьим-нибудь сильным поэтическим влиянием. Вон у нас сколько поэтов «работает» под Есенина, а к его уровню никто и близко не «подошел». Поэт должен быть «узнаваем» практически по одной строфе. Надеюсь, что мой поэтический язык, включающий в себя все 42 буквы церковнославянского языка, вполне узнаваем. Если говорить о поэтических «вкусах», то больше всего я преклоняюсь перед творчеством Алексея Константиновича Толстого. Но критики отмечают, что в своих лучших стихах иногда бываю действительно в чем-то созвучен Блоку и Пастернаку. Что ж, по-моему, можно только гордиться такими сравнениями. Это — классика.

— Я знаю, что у вас немало стихов, посвященных Москве?

— Безусловно. «Сокольническое», «Прощание у стен Донского монастыря», «Сергий Радонежский», «Смута. 1612», «Плач по Стеньке», «Снова март…», «Канун»… Начал перечислять и заметил, что большинство стихов — исторические… Москва — это наша история, которая должна быть запечатлена не только в памятниках культуры, но и в поэтических памятниках, таких, например, как поэма Дмитрия Кедрина «Конь» — о великом московском зодчем Федоре Коне.

— Нравится ли вам современная Москва? Какие поэтические уголки столицы вам наиболее дороги?

— Город действительно хорошеет. Жаль только, что все меньше и меньше «уголков детства» остается на его карте. Но это неизбежный процесс. Я коренной житель Сокольников. Отлично помню, как в начале 60-х мы с любимой мамой собирали в парке белые грибы, а с отцом ходили на «открытый» стадион «Сокольники», где происходили главные хоккейные баталии страны. Сокольники, плавно перерастающие в Лосиный Остров, — для меня «наше все». Кстати, рядом со мною в Сокольниках живут прекрасные поэты Владислав Артёмов и Евгений Юшин. Видно, старинный парк дает «поэтическую подпитку» и моим поэтическим собратьям. Хорошо также, нет, не пишется, а идет подготовка к письму, этакое накопление творческих материалов в районе Новодевичьего монастыря, ВВЦ, на Чистых прудах.

Досье ВМ:
Андрей Шацков — автор девяти поэтических книг. За поэтическое творчество, в том числе за цикл духовных стихов, он был пожалован орденом преподобного Сергия Радонежского от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А в ноябре текущего года стал лауреатом открытого конкурса «Просвещение через книгу», проводимого издательским советом РПЦ. Кроме того, А. Шацков является лауреатом журнальных премий «Нашего современника», «Молодой гвардии», «Юности». Удостоен Всероссийской литературной премии им. Александра Невского «России верные сыны» и Международной Лермонтовской премии в области литературы.

интервью провел Игорь ЛОГВИНОВ 
«Вечерняя Москва» № 211(24757) от 13 ноября 2007 года