У ЛЮБИТЕЛЕЙ поэзии праздник. Пятый год подряд выходит в свет альманах «День поэзии. XXI век». Это литературно-художественное издание, появившееся в «оттепельном» 1956 году, прекратило свое существование в роковом 1991-м. Стране, оказавшейся по воле политиков на сломе бытия, было, как говорится, не до песен. Но интерес к поэтическому слову неистребим, и после длительного перерыва в 2006 году усилиями известного московского поэта Андрея Шацкова, при поддержке тогдашнего Министерства культуры России, альманах удалось возродить. Причем на некоммерческой основе: тираж «Дня поэзии» целиком рассылается в библиотеки, школы, литературные объединения.

С каждым годом у «Дня поэзии» появляется все больше новых друзей. Юбилейный, пятый со дня своего второго рождения, выпуск альманаха — плод совместных усилий москвичей и петербуржцев. Вклад в издание альманаха внесли Общественный совет города Москвы, Ассоциация «Лермонтовское наследие», Литературный фонд «Дорога жизни» и питерский журнал «Нева». Первая презентация нового альманаха состоялась в Петербурге, теперь москвичи готовятся к ответной встрече, приуроченной к празднованию Всемирного дня поэзии — 21 марта.

В альманахе, основу которого составляют московские поэты, немало стихотворений, посвященных Первопрестольной.

Вселенная в окне — букварь для грамотея, читаю по складам и не хочу прочесть. Объятую зарей, дымами и метелью, как я люблю Москву, покуда время есть… — писала Белла Ахмадулина, чья поэтическая подборка украшает юбилейный «День поэзии».

Стихи поэтов органично дополняют литературно-художественные очерки. Интересное эссе об Александре Блоке, чей портрет по праву украшает обложку этого альманаха, так как в минувшем году автору «Стихов о прекрасной даме» исполнилось бы 130 лет. Не остались без внимания составителей и другие круглые даты: 120-летие Бориса Пастернака, 100-летие Александра Твардовского, 100-летие «блокадной музы» Ольги Берггольц.

Главными редакторами юбилейного издания стали сразу три известных литератора. Каждому из них мы задали по три вопроса:

1. В чем особенности «московской» и «петербургской» школ поэзии?

2. Чем юбилейный выпуск «Дня поэзии» отличается от предыдущих?

3. Почему в наш меркантильный век люди продолжают писать и читать стихи?

Предлагаем читателям «Вечерней Москвы» их ответы.

Андрей Шацков

Андрей ШАЦКОВ (Москва):

1. В противостоянии школ немалое значение имеют проблемы философского порядка. Общее над частным превалирует в московской школе, а частное как самоценность характерно для Питера. Существование и взаимообогащение «школ» радует и служит во благо поэзии.

2. В нем число авторов (260 человек) в полтора раза превышает их количество в предыдущем альманахе, напечатана «фотолетопись» возрождения альманаха, больше прозаического материала о юбилярах — «повелителях светлых словес». Впервые целенаправленно даны стихи 25 студентов Литературного института им. Горького. В общем, в большем объеме дан срез современной российской поэзии.

3. Век действительно меркантильный и агрессивный. Но потребность в истинно прекрасном осталась. Чтобы хоть как-то возродить социальную значимость поэзии, «чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла», ежегодно выходит альманах «День поэзии», знаковое издание для истинных ее знатоков и любителей.

Сергей Мнацаканян

Сергей МНАЦАКАНЯН (Москва):

1. Особенности петербургской школы — большая сдержанность, прозрачность белых ночей. У московской поэзии родовые черты выражены не так ясно, они в чем-то ярче и одновременно более склонны разрушать границы. Но это чисто условно.

2. Новый выпуск альманаха отличается от предыдущих тем, что над ним сообща работали поэты двух столиц — Москвы и Питера.

Санкт-Петербург делегировал для работы одного из главных соредакторов, членов редколлегии. Книга выпущена в Северной столице. А московская часть, естественно, готовилась в Москве.

3. Люди не виноваты в своем пристрастии к поэзии. Это поэзия заставляет читать себя, записывать неожиданные строки, находит тайные струны в человеческой душе, которые отзываются на поэтические ритмы, на яркие и искренние слова стихов — как классиков, так и поэтов современных. Эти струны звучат в душе каждого, просто обычно их не умеют слушать. Этому надо учиться.

Наталья Гранцева

Наталья ГРАНЦЕВА (Санкт-Петербург):

1. На мой взгляд, питерская поэзия более жестко относится к технике версификации и требованиям литературного вкуса, менее требовательная в этом смысле московская получает по этой причине немалое преимущество — большую свободу.

2. В нем «больше поэтов, хороших и разных».

3. Одни люди продолжают писать стихи потому, что Бог одарил их талантом и им есть что сказать. Другие люди продолжают читать стихи, потому что одарены потребностью духовного взаимодействия. Эта сфера просто неподвластна меркантилизму.

Автор: Игорь ЛОГВИНОВ 
Вечерняя Москва №17 (25532) от 02.02.2011