Осенины на краю света ¦  Оглавление


СЕНТЯБРЬ

«НА ТВОЙ БО СВЯТЫЙ ОБРАЗ ВЗИРАЮЩЕ…»

(К празднику Рождества Пресвятой Богородицы)

Мне приснилась Богородица… Случай, конечно, удивительный, но на бескрайних просторах России отнюдь не редкий. Ведь привиделась же она Александру Блоку в одном из стихотворений волшебного цикла «На поле Куликовом».

«И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня.
Ты сошла в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…»

Мне она приснилась буднишнее. Неясный светлый образ, тихий голос, спрашивающий, почему для меня, русского поэта, ежегодно отмечающего дату судьбоносной Куликовской битвы, совпадающей как раз с непереходящим двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Богородицы — 21 сентября, только недавно стала ясна абсолютная историческая предопределённость победы? Раньше мне казалось, что о Куликовом поле я знал всё. Оказывается, нет. Ведь «во многой мудрости — много печали…», и настоящее понимание истины часто приходит уже в конце пути.

Согласно преданию родители Божией Матери, святые праведники Иоаким и Анна дожили до преклонного возраста, но не имели детей, что в те ветхозаветные времена считалось недопустимым грехом. Однажды первосвященник отказался даже принять дары от Иоакима, и тот удалился в пустыню. После усердных молитв ему явился ангел и возвестил, что у них родится дочь, которую следует назвать Марией и которая станет матерью Иисуса Христа…

Церковь называет Марию лествицею духовную, рождённой от земли и соединяющей землю с небом.

Богоматери поклоняются во всём мире, но на Руси — особенно. Известны 364 чудотворные иконы, запечатлевшие облик Заступницы Небесной. Какой любовью, какой силой поэтического воображения должны были обладать русичи, чтобы так называть любимый образ: «Всех скорбящих радость», «Неопалимая Купина», «Умягчение злых сердец», «Благодатное небо». Только в России празднуется 14 октября великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный легендарным князем Андреем Боголюбским.

Особо чтимой национальной иконой России является Владимирская икона Пресвятой Богоматери, та самая, которая стоит по левую сторону от царских врат в московском Успенском соборе. Была она написана, по преданию Евангелистом Лукою ещё при жизни Богородицы.

Трижды в году Православная церковь отмечает праздник этой иконы, трижды спасшей наше Отечество от гибели:

• 8 сентября 1395 года она приснилась «Железному хромцу» — Тамерлану, и тот, уже начавший разорительный поход, внезапно повернул из уделов России;

• 6 июля 1480 года золотоордынский хан Ахмат бежал от войск Ивана III после почти годичного «стояния» на Угре, названной поясом Богоматери, после чего окаянное иго пало навсегда;

• 3 июня 1521 года Богородица Владимирская явилась взору Василия Блаженного и вместе с защитниками Москвы отразила от её стен полчища хана Мехмет-Гирея.

Но если одна чудотворная икона трижды оберегла Россию, то сама Божия Матерь, несомненно, была в 1380 году в небе над истерзанным междуречьем Дона и Непрядвы в день своего святого Рождества. Ибо ни ратный подвиг Пересвета, ни полководческий гений князя Боброка-Волынского, ни героическое личное мужество Дмитрия Донского и многих иных воев не смогли бы перемочь трёхкратного численного перевеса озверевших врагов в те времена, когда оружие было несовершенно, а боевые споры решались с помощью грубой силы множества.

Для «одоления на враги», на ратные весы легло то незримое, чему нет вещественного названия, но сколь оно значимо «веси ты, Господи…».

Не с той ли поры приняла Святую Русь под свой омофор Заступница Небесная, сказав: «Радуйтесь, я с вами есмь во все дни!».

Да будет так, и особенно в нынешнем обстоянии, когда уже на совершенно новом витке развития мировой истории по-прежнему непримиримо дышат в лицо друг другу хищный Восток и жестокий Запад. Где будет наше место, доселе гениально определённое Блоком в его «Скифах»? Ведь тот же великий Блок однажды сказал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди…»

Но пока над Русью трепещет омофор Богородицы: «Всех нас заступи, о Владычице, иже в напастях и в скорбях».